«Ветер
в голове» – говорят о тех, кто не смыслит ничего в своем поведении. А ведь он не
только гулять в головах может, да ещё и свистеть. Вопрос: это как? Мы как-то не
задумывались над этим раньше, пока не увидели мультфильм «Соловей-Разбойник», снятый
в 2002 году. Что же из названия явствует? Неужто нас опять будут смешить тремя «богатырями»[1] от анимационной студии
«Мельница»? Отнюдь нет, ибо сделан он другими мультипликаторами. И с другим
замыслом, как выяснится потом, — «для
детей изрядного возраста». Как-то обделён этот мультфильм вниманием
пресловутых подкупных предвзятых[2] кинокритиков, которым с голливудского
и полуголливудского конвейеров подают смехотырей да супергероев. Но и кинокартину
«Кин-Дза-Дза» Георгия Данелия в своё время не все приняли, потому что то кино про
самого зрителя, обывателя и помпадура[3], и его окружение было
правдиво снято. И этот мультфильм тоже не исключение.
Но
то была присказка, не сказка, а ей ещё вперед идти предстоит навстречу
странствиям вместе с тремя былинными богатырями – с Алешей Поповичем, с Ильей
Муромцем да с Добрыней Никитичем, набредшими на тяжелые странности, первыми из которых
стали стая белых ворон вокруг вороны серой с сыром да колодец с бездонным
ведерком. Странности настолько нелепые, что даже царство лести ставить некуда –
на такое и лиса не прибежит, а сыр у кого-нибудь и так проворонится.

Но
то были цветочки, да только не ягодки пошли дальше, а целая деревня, у которой
всё на глупости основывается. Тут и бросают камни в чужие огороды, тут и слёзы от
лука в колодец заливают, в потолок плюют, курят и пьянствуют, воруют друг у
друга. А крыши съезжают у домов и у местных жителей в прямом смысле (что и
выражено в соответствующих образах – всё под описание состояния России 1990-х
годов подходит). Настоящая деревня дураков, точно составленная из глуповцев
«Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (или головотяпов – только
глупости ещё не хватило им город себе выстроить):
«Собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие
племена, головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться
какого-нибудь порядка. Истории этого устройства летописец подробно не излагает,
а приводит из нее лишь отдельные эпизоды. Началось с того, что Волгу толокном
замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла
в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка
убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали
семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали,
потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел,
потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом блоху
на цепь приковали, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали,
наконец, утомились и стали ждать, что из этого выйдет. Но ничего не вышло».

Вот
и приходится местному Ивану-Дураку признаваться: «Раньше я один такой был, а теперь поглядите… Вся деревня такая!». Узнают
богатыри от сельчан, что во всём повинен Соловей-Разбойник: «Раньше, когда он свистел, всё нормально
было. Тысячу лет мир на том стоял. И деды, и прадеды так жили… А теперь у всех
крыша поехала…». Выяснилась их зависимость от него, а вернее, от его
свиста. Засвистит раз – разум появится, засвистит другой – отнимется. Так и
наседает на сельчан двоемыслие, нагнетаемое извне и никак не блокируемое в их
сознании и подсознании – весь механизм системного управления толпами и
«элитами» «мировой закулисой», олицетворяемой в мультфильме
Соловьём-Разбойником.

Но ведь ничто не вечно под луной – даже за тысячелетия. Перестал
живущий далеко от деревни Соловей-Разбойник свистеть, признаваясь: «Не то всё как-то, и не так и… Тоска у меня зелёная. Депрессия у меня. Ну и
потом, не такой уж я и свистун. Кому это нужно…». Ещё бы – на одном свисте,
не спев ни одной песни, только жить. А «мировая закулиса» по-другому жить и
управлять даже и не пыталась. Посему толпам, привычным жить двоемыслием, с
периодическим свистом в головах, на протяжении нескольких тысяч лет, сразу
невыносимо стало после бездумного ухода на покой Соловья-Разбойника[4].
Поэтому
богатырям и шашкой махать, и даже одолевать Соловья силой не нужно было: смекнув
сразу мысль о похвальбе, они уговорили свистнуть Соловья, и тот засвистел в
последний раз для себя – лично для них троих (на богатырей свист не
подействовал – то ли у них психика и ум оказались крепкими, то ли в полном
вооружении иммунитет у них был ко всяким пакостям, но вероятнее всего было и
то, и другое). Естественно, что вся деревня от этого свиста сразу перестроилась
в благообразную сторону – кроме Ивана-Дурака (кое-кто ещё о детях своих
вспомнил, возможно, брошенных).

Впрочем, Иван-Дурак вырисовывается
гораздо безобиднее жителей своей деревни, у которых ветер гуляет в голове и при
любом свисте ломающихся в своём поведении, – потому что своим умом ему живется легче, тогда как
другие его просто не имеют[5].
Вот почему отвечает тот остроумно на
вопрос о времени исправления своего поведения, так как ему известен изъян своих
односельчан: «Когда рак на горе свиснет».
Но если с царством двоемыслия от Соловья-Разбойника
покончено, то с царством лести всё сложнее оборачивается: в финале мультфильма вороньё
хоть и перестроилось тоже, перестав быть белым в своей массе, но при этом оно
держит в клюве сыр поголовно, и, значит, прихода хитростей к деревне не
миновать. Но то на совести деревни – если, конечно, ей повезет со своим умом или
проезжающими мимо богатырями вновь. А если нет?

Однако двоемыслие куда опаснее хитрости, которую можно
раскусить при отсутствии сумбура в своей психике. А двоемыслящих людей со
свистом и ветром в головах и в жизни предостаточно – следующая характеристика
как раз про них:
«Актер и певец
Вахтанг Кикабидзе давно не приезжает в Россию. Настолько давно, что многие его поклонники,
не пропускающие ни одного телевизионного показа «Мимино» или «Не горюй»,
думают, что любимец всего Советского Союза уже в лучшем из миров.
На самом деле
Вахтанг Константинович жив и готовится отметить свое восьмидесятилетие.
Интервью сегодня он дает нечасто, но для журналистки Жанны Немцовой, работающей
для портала DW, сделал исключение.
Материал вышел под
заголовком, который говорит сам за себя: «Вахтанг Кикабидзе: Я ненавижу герб
Советского Союза».
И это говорит
человек, чья известность и популярность возникла только благодаря Советскому
Союзу.
Развитию культур
народов СССР власти Советского Союза придавали особое значение. Не было бы
этого, не прогремел бы на огромную страну ансамбль «Орэра», с которого
начиналась слава молодого Вахтанга Кикабидзе.
Если бы не это, не
возникла бы и колоссальная популярность грузинского кино, сделавшего Вахтанга
Кикабидзе звездой первой величины.
Артист, который не
ездит в Россию, гастролирует в бывших союзных республиках, где поет песни на
русском языке и зарабатывает внушительные гонорары. Все нынешнее материальное
благополучие Вахтанга Константиновича стоит на безумной популярности у
советских зрителей фильмов «Не горюй!», «Мимино», «ТАСС уполномочен заявить» и
других.
И если Вахтанг
Константинович так люто ненавидел Советский Союз, то зачем он работал в рамках
этой душной системы? Убежденные диссиденты протестовали, покидали страну либо
запирались в границах собственных республик. А что Кикабидзе?
1972 год. В фильме
«Я, следователь» артист играет главную роль: исключительно положительного
советского капитана юстиции Георгия Микеладзе.
1976 год. В
картине «Пропавшая экспедиция» Кикабидзе сыграл комиссара Арсена, пламенного
большевика, переживающего о том, что он не успел принять участие в штурме
Зимнего дворца.
1984 год. В
политическом детективе «ТАСС уполномочен заявить» Кикабидзе играет роль, более
подходящую его сегодняшним заявлениям: американского разведчика Джона Глэбба.
Но после успеха фильма артист не забыл получить присужденную ему … премию КГБ
СССР.
Претензии
Кикабидзе к советскому гербу — это вообще потрясающая история. Для десятков
миллионов советских граждан серп и молот были символами труда рабочих и
крестьян. Почему же в представлении Кикабидзе — это символы «хреновой жизни»?
Наверное, потому, что он в своей жизни не держал ни серпа, ни молота, а всегда
жил за счет творчества, то есть за счет денег, которые платили за билеты и
пластинки те, кто как раз всю жизнь работал серпом и молотом.
Сегодняшние выпады
кумира публики в адрес Советского Союза — это еще и смачный плевок в сторону
предков.
В декабре 1942
года в боях под Керчью пропал без вести младший лейтенант Константин Кикабидзе,
отец артиста. Он отдал свою жизнь, защищая свою большую Родину, как и миллионы
других бойцов и командиров разных национальностей. И вот на склоне лет Вахтанг
Кикабидзе попирает память собственного отца.
Иногда кажется,
что многих артистов, прославившихся во времена Советского Союза, впоследствии
поразил некий странный вирус, который в конечном счете заставляет их плевать в
колодец, из которого они пили всю жизнь.
Михай Волонтир,
знаменитый Будулай, в качестве депутата Верховного Совета Молдавской ССР
проклинал с трибуны «русских оккупантов» и голосовал за независимость.
Звезда киноэпопеи
«Вечный зов», народная артистка СССР Ада Роговцева сегодня поддерживает
украинских националистов и дает концерты для карателей в Донбассе, как и
Владимир Талашко, запомнившийся ролью старшего лейтенанта Скворцова в фильме «В
бой идут одни „старики“». Гремевший на весь Советский Союз эстонский певец
Тынис Мяги, исполнитель хита «Олимпиада-80», ныне является яростным борцом с
«российской агрессией» и в этом качестве добился запрета на приезд в республику
Стивена Сигала: тот, по мнению исполнителя, «поддержал аннексию Крыма».
Подняться на
вершину легко, а упасть с нее лицом в грязь – проще простого. Вахтанг Кикабидзе
тому яркое доказательство»[6].
Но это лишь одна сторона двоемыслия в обществе, в котором
таким образом культивируют шизофрению, влезшую даже в политику – неслучайно
появилось понятие «политическая
шизофрения»[7] из уст В.В. Путина – но
употребимое отнюдь не только к внешней политике. И мораль сей сказки-басни
такова: коль у кого в голове ума своего не имеется, а только ветер гуляет да
свист чей-то, пропащ тот. Так что невежам выходить надо на выведение своих
глупостей и двоемыслия из обыденности, а разумным – задуматься о том, чтобы сему
процессу не мешать, а помочь –
чтобы был един народ, а не толпа с «элитой» вместо него. Иначе здесь не то что голливудские
супергерои – богатыри не помогут, а уж если гнилые – тем более. То-то.
28.06.2018 – 29.08.2018
[1]
Елена Козлова – «Студия «Мельница» и три богатыря: Супергерои вместо русских
защитников?» (https://whatisgood.ru/tv/cartoons/studiya-melnica-i-tri-bogatyrya-novyj-obraz-russkogo-zashhitnika/).
[2]
«Российские кинокритики – кто они?» (https://whatisgood.ru/theory/media/rossiyskie-kinokritiki-kto-oni/).
[3]
Неологизм писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, берущий начало в его произведении
«Помпадуры и помпадуршы», нарицательное обозначение «элит».
[4]
Его птичье сходство с совой – парафраз со строками песни волшебника из
экранизации М. Захарова пьесы-сказки Е. Шварца «Обыкновенное чудо»: «И расцветает трын-трава, / И соловьем поёт
сова». Впрочем, и с волшебством самого Соловья-Разбойника кое-что роднит:
ведь, освистывая всё вокруг, он то дробил на пять частей, то соединял заново
солнце на небе, что схоже с поведением Черномора из пушкинской поэмы «Руслан и
Людмила» («Он звезды сводит с небосклона,
/ Он свистнет — задрожит луна»), только действительно «против времени закона / Его наука не сильна», особенно когда он
дает о себе знать в форме испорченного эмоционального фона из-за изъезженного насаждения
неправедного миропорядка в окружающую действительность.
[5] “Мы до сих пор с упорством, достойным лучшего
применения, толкуем, что мы европейская страна! Ну, коллеги, но это же явный
абсурд. Ну просто вдумайтесь. Ну какая мы европейская страна? Какая любимая
европейская сказка? Это «Золушка» — девочка делала все по инструкции, и ей дали
прекрасного принца в награду. Какая наша любимая сказка? Конечно, это
«Иван-дурак». Потому что он в обычной жизни как-то вот странный человек, но,
когда есть экстремальная ситуация, именно он — адекватный. А не те люди,
которые действовали по инструкции. Откуда это взялось? А понятно, откуда,
потому что у нас зона рискованного земледелия” (Георгий Малинецкий: “Вся
цифровая экономика должна быть выброшена как целое”) (https://izborsk-club.ru/15472).
[6]
Андрей Сидорчик – «Дно Вахтанга Кикабидзе. Как любимец публики растоптал самого
себя» (http://www.aif.ru/culture/person/dno_vahtanga_kikabidze_kak_lyubimec_publiki_rastoptal_samogo_sebya).
[7]
«Путин назвал "политической шизофренией" обвинения Трампа в
разглашении секретов и тут же "засекретил" свое послание
"семерке"» (https://www.newsru.com/russia/17may2017/providerecord.html).
Комментариев нет:
Отправить комментарий